Усыновление

1. Граждане, желающие усыновить ребенка, обращаются в органы опеки и попечительства по месту своего жительства, имея при себе паспорт, СНИЛС, свидетельство о браке (при наличии). Кандидат в усыновители, не состоящий ранее в браке, кроме паспорта, предоставляет ещё и свидетельство о рождении.

2. Специалист, осуществляющий приём, проверяет представленные гражданами документы и проводит обзорную беседу, касающуюся вопроса усыновления, в результате которой выясняет жилищные условия, состояние здоровья, среднемесячный доход и состав семьи, наличие/отсутствие судимости, есть ли свои дети, мотивы усыновления.

Статьей 127 Семейного кодекса РФ определены критерии граждан, которые могут усыновить ребенка.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола за исключением:

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью:

  1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.
  2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
  3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
  4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.
  5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

3. Если из беседы выясняется, что граждане имеют противопоказания для усыновления ребенка, то специалист устно, сославшись на Семейный кодекс РФ и другие нормативные документы, сообщает гражданам, что они не могут быть усыновителями.

Если из беседы установлено, что граждане не имеют противопоказаний к усыновлению ребенка, то специалист информирует граждан о необходимости пройти обучение по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и об организациях, осуществляющих такую подготовку.

Лицо, желающее принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и пройти соответствующую подготовку обращается в учреждение, осуществляющее такую подготовку, с заявлением о зачислении на курсы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По окончании прохождения курсов Подготовки лиц проводится итоговая аттестация в форме собеседования и гражданам, прошедшим курсы и аттестацию, выдаётся Свидетельство о прохождении подготовки.

Граждане для получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем) предоставляют в органы опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

(в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления вышеуказанных документов, производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяет отсутствие установленных Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка. Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания).

Перечень документов, которые предоставляют граждане, желающие усыновить ребенка, определён п.6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №275.

4. Граждане предоставляют специалисту документы, необходимые для постановки их на учёт в качестве усыновителей. Специалист проверяет наличие документов и их соответствие установленным требованиям. Если имеются все документы и соответствуют требованиям, то граждане заполняют заявления о постановке их на учёт и ознакомлении с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям. Также они заполняют анкеты граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, в которых указывают пол, возраст, состояние здоровья, иные пожелания относительно ребенка, которого желают усыновить.

Документирование информации о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью осуществляется в соответствии со ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 16.04.2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

5. После постановки на учёт граждан в качестве кандидатов в усыновители, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора государственного банка данных о детях, предоставляет им информацию о детях, находящуюся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно пожеланиям граждан по полу и возрасту ребенка.

Просмотр базы данных о детях осуществляется через анкету граждан, кандидатов в усыновители, и именно тех анкет детей, пол и возраст которых указан данными гражданами.

В соответствии со ст.8 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, (анкета ребенка и анкета гражданина соответственно) относится к конфиденциальной информации.

В соответствии со ст.11 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. доступ граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в порядке, установленном ст. 7 ФЗ-44 от 16.04.2001 г.

Доступ указанных граждан к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учётом возможных форм устройства детей на воспитание в семьи.

6. В случае отсутствия в РБД сведений о ребенке, отвечающем пожеланиям данных граждан, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора, продолжает поиск ребенка, отвечающего заявленным требованиям.

В соответствии со ст.12 ФЗ-44 от 16.04.2001 г., регламентирующей порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения, если в региональном банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином информация, то на основании письменного заявления данного гражданина продолжается поиск ребенка, которого граждане желали бы принять на воспитание в свою семью, или прекращается учёт сведений о таком гражданине в банке данных о детях.

Уведомление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о результатах поиска указанного ребенка проводится специалистом, уполномоченным решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставшихся без попечения, но не реже одного раза в месяц.

В случае выбора ребенка из регионального банка данных граждане оформляют заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью на воспитание и просьбой выдать направление на посещение выбранного ребенка. На основании этого заявления региональным оператором выдается направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» направление на посещение ребенка действительно в течение 10 рабочих дней с даты его выдачи.

7. Кандидаты в усыновители посещают ребенка и на основании личного общения с ним и подробным знакомством с правоустанавливающими документами, медицинским заключением о состоянии здоровья ребёнка и заключением психолого-медико-педагогической комиссии принимают решение по результатам посещения: согласие или отказ от усыновления.

7.1. В случае отказа от усыновления кандидаты в усыновители оформляют соответствующее заявление с указанием причин отказа и просят продолжить им подбор ребенка, который в дальнейшем осуществляет специалист органа опеки и попечительства.

7.2. В случае принятия положительного решения по результатам посещения ребенка кандидаты в усыновители оформляют соответствующее заявление о принятом ими решении, и готовят заявление в суд об установлении усыновления выбранного ими ребенка. В данном заявлении кандидаты в усыновители указывают анкетные данные о себе, где и кем работают, в каких условиях проживают, что они лично общались с ребенком, ознакомлены с правовыми последствиями усыновления и со всеми сведениями о ребенке и готовы его усыновить, а также просят суд изменить в отношении усыновляемого (удочеряемой) фамилию, имя, отчество, если необходимо — дату рождения, у ребенка до 1 года её можно изменить не более чем на 3 месяца, сделав ребенка старше или младше, а также — изменить место рождения и просят суд записать усыновителей в актовой записи о рождении ребенка родителями усыновляемого.

8. Специалист органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка готовят и подписывают заключение об обоснованности усыновления и его соответствия интересам усыновляемого ребенка.

После подготовки и подписания всех необходимых документов кандидаты в усыновители лично подают заявление об усыновлении в федеральный суд, по месту нахождения ребенка.

9. Суд назначает дату и время рассмотрения дела.

10. Рассматривается дело в закрытом судебном заседании судьёй по гражданским делам с участием прокурора, заявителей — кандидатов в усыновители, представителя органа опеки по месту нахождения ребенка в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей.

Ст. 137 СК РФ определены правовые последствия усыновления ребенка.

Ст. 138 СК РФ регламентирует сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

В соответствии со ст. 139 Семейного кодекса:

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомлённые об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (ст. 155 УК РФ).

11. Решение суда об установлении усыновления вступает в законную силу через 10 дней, на основании которого усыновители:

12. В течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка усыновители имеют право на получение единовременных денежных выплат из регионального и федерального бюджетов, предусмотренных в связи с усыновлением.

13. После усыновления органы опеки и попечительства по месту проживания усыновителей с усыновлённым ребенком осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка в семье усыновителей и составляют письменный отчёт об этом.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновлённого осуществляется ежегодно, в течение 3 лет после установления усыновления и проводится с сохранением тайны усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителей (в соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. № 27).

Обновлено 30 сентября 2020 Версия для печати